Этап первый – применение паллиативного средства (шамана) 

Чтобы восстановить равновесие ума и тела при помощи этих действенно расслабляющих и превосходных процедур Панчакармы, пищеварительной системе нужно функционировать должным образом, а тканям нужно быть очищенными от накопленных отходов обмена веществ (амы). Это достигается соблюдением режима питания с лёгким, удобоваримым рационом в течение, по крайней мере, однонедельного периода до начала основной лечебной программы. Для усиления этого процесса и воспламенения пищеварительного огня (агни) обычно даются травяные стимуляторы пищеварения. Этот пред-очистительный режим питания требует избегать тяжёлой пищи, такой как мясо и молочные продукты, и есть только лёгкую пищу, такую как рис, овощи и чечевица (дал). Также предписываются лёгкие физические упражнения, прогулки на свежем воздухе, медитация и йога. В числе противопоказаний на протяжении семи этапов программы Панчакармы: гнев, избыточные разговоры, крик, путешествия, сон в течение дня, слишком долгое сидение, переедание, приём пищи до того как переварилась предыдущая еда, нездоровый  режим питания, половые сношения, неумеренные физические упражнения, загорание на солнце, плавание, чрезмерная жара, чрезмерный холод, ветреная погода, холодные ванны и холодные напитки.

Этап второй – пред-лечение (пурвакарма) 

Пурвакарма представляет собой принятие внутрь жирового реагента (снехана), такого как масло гхи (очищенное масло), в течение нескольких дней, для его постепенного проникновения во все семь телесных тканей и высвобождения накопленные там токсинов.

День 1: Очищает толстый кишечник от амы и мала (продуктов жизнедеятельности)

День 2:  Балансирует и питает области Ваты в теле и успокаивает ум

День 3:  Балансирует и питает области Питты, особенно кровь (ракта) и лимфу (раса)

День 4: Вытягивает токсины из областей Кафы в теле, особенно из мышечной ткани (мамса)

День 5: Вытягивает токсины из областей Кафы в теле, особенно из жировой ткани (меда)

День 6: Вытягивает токсины из костной ткани и балансирует Вату (астхи)

День 7:  Вытягивает токсины из костного мозга и нервной ткани, и балансирует Вату (маджа)

День 8: Вытягивает токсины из репродуктивной ткани (семенная жидкость/яйцеклетка – шукра)

Вещество снеханы принимается рано утром и заменяет завтрак. Затем мы едим только когда принятое полностью переварилось – это может быть промежуток от шести до двенадцати часов, в зависимости от потреблённого количества. В течение этой фазы детоксикации для нас важно есть только когда мы по-настоящему голодны – часто мы испытываем ‘мнимое’ чувство голода, которое можно облегчить с помощью питья маленькими глотками горячей воды.

Тем временем потребление лёгкого рациона, низкокалорийного и с низким содержанием жира, способствует расщеплению и высвобождению накопленного в теле жира, а также позволяет шлакам в жировых клетках становиться более концентрированными. Поскольку принятое внутрь, то есть циркулирующее в кровяном русле, масло гхи свободно от токсинов и шлаков, оно оказывает осмотическое давление и вытягивает токсины из клеток тканей, а также переносит их к печени и кишечнику. Лёгкий масляный массаж с травами, горячие ванны, а также паровая или потогонная процедура (сведана) в течение этого периода способствует увеличению кровотока и позволяет токсинам высвобождаться и направляться к печени и тонкому кишечнику более эффективно. Эти подготовительные меры, обеспечивая открытость каналов организма для возможности выведения токсинов, также обеспечивают возможность поступления питательных веществ в ткани (дхату). Теперь тело – мягкое, гладкое, лёгкое и подвижное, и в достаточной мере подготовлено к виречане, следующему этапу курса Панчакармы.

Примечание относительно масла гхи: в этом чрезвычайно питательном пищевом источнике содержится отличное соотношение целебных жирных кислот. В нём очень низкое содержание полиненасыщенного жира, умеренное содержание мононенасыщенного жира, а также это – хороший источник витаминов A, D, E и K. Оно обладает противораковыми и антиоксидантными свойствами благодаря содержанию в нём линолевой кислоты.

 

Этап второй – очищение слабительными (виречана) 

Виречана – это прописанное для приёма внутрь, очистительное лечение с применением трав, которое передвигает кислотные секреты и шлаки (аму) из областей Питты (главным образом крови, печени, желчного пузыря и тонкого кишечника) к прямой кишке. Существует много трав, которые можно использовать для этого лечения, но часто предпочтительным слабительным средством является касторовое масло, так как оно – относительно мягкое и производит желаемый эффект у большинства здоровых взрослых. В течение этого процесса противопоказана любая физическая или умственная активность, которая бы отвлекала энергию от желудочно-кишечного тракта, так как это сильно ограничивает его очищающее воздействие.

Обычно эта процедура прописывается на очень раннее утро или на время периода Питты, когда связанная с Питтой ама естественным образом накапливается в областях Питты. Если виречана прописывается на поздний вечер, она принимается через два-три часа после лёгкой еды. Еда должна быть относительно острой, пряной и кислой по вкусу, так как эти вкусы способствуют связанной с Питтой секреции. К позднему вечеру пища достигнет тонкого кишечника и, следовательно, позволит травяному раздражителю оказывать своё очищающее влияние на органы и ткани Питты.

После приёма внутрь слабительного средства через несколько часов после этого следует ряд из трёх до пятнадцати частых жидких дефекаций. Число дефекаций варьируется в зависимости от Аюрведической конституции пациента и количества амы, присутствующей в области Питты в теле. Обычно каловые массы сначала бывают довольно твёрдыми, но постепенно размягчаются, пока не становятся совершенно жидкими. Время от времени случаются умеренные ощущения спазмов или жжения из-за процесса удаления связанной с Питтой амы. Этому можно противодействовать путём принятия внутрь небольшого количества масла гхи. Если дефекаций меньше трёх-четырёх, это свидетельствует о том, что ама не была полностью выведена из тонкого кишечника, и процедуру виречаны нужно повторить. Если очищение неполное, то иногда могут быть ощущения вздутия или твёрдости в животе, зуда на коже, металлического привкуса во рту, тошноты в желудке из-за задержки газов, кала, токсинов и продуктов жизнедеятельности в тонком кишечнике. Уменьшить эти ощущения поможет имбирный чай, как и тёплая грелка поверх живота. Когда дефекации становятся совершенно жидкими, в них может содержаться некоторое количество слизи. Это свидетельствует о том, что тонкий кишечник опорожнён, и начинает выходить слизь из желудка и областей Кафы в теле. Как только вся ама, отходы и токсины удалены из тонкого кишечника, очистительный процесс прекращается, и позыв к дефекации естественным образом исчезает. Теперь тело чувствует себя более сильным, ясным и оживлённым.

Вслед за завершением виречаны пьётся ромашковый или солодковый чай для успокоения кишечного тракта и устраивается отдых в тёплом, умиротворённом окружении. Противопоказаны физические упражнения и сексуальная активность, а также соблюдается лёгкая диета из рисового отвара и рисово-чечевичного супа в течение нескольких дней, или пока в полной мере не вернётся пищеварительная сила. На этом этапе очень важно не есть и не пить ничего холодного, так как это будет сокращать телесные каналы, обострять Вату и подвергать испытанию уже ослабленный пищеварительный огонь.

После успешной виречаны улучшается пищеварение, возрастает аппетит, исчезает вздутие и тяжесть в животе, в уме ощущается спокойствие и ясность, кожное воспаление проходит, а тело чувствует себя чистым, сильным и жизнеспособным. Процедура виречаны содействует обмену веществ и усвоению путём воспламенения пищеварительных огней всех тканей (дхату), при этом одновременно вычищая продукты жизнедеятельности и сжигая аму. Она является отличным средством при всех расстройствах, связанных с Питтой, таких как малабсорбция (нарушение всасывания), угревая сыпь, дерматит, псориаз, проказа, лейкодерма (нарушение пигментации кожи), повышенная кислотность, крапивница, геморрой, головные боли, мигрень и аллергии. Также она уменьшает избыточный жар тела и кислотность, глубоко очищает кровь, печень и желчь, способствует ясности ума, обостряет органы чувств, укрепляет и омолаживает телесные ткани, и улучшает пищеварение. Она является отличным средством для людей, страдающих от подагры, лихорадки, кожных заболеваний, гематемезиса (кровавой рвоты), геморроя, анемии, глистов, болей в груди, жжения в глазах, катаракты, астмы, желтухи, эпилепсии, асцита (брюшной водянки), лактации, нарушений костей и гинекологических расстройств.             

 

Этап четвертый –  постепенно изменяющийся режим питания (самсарджана карма)

Процедура виречаны временно снижает пищеварительный огонь, так как ама втягивается обратно в пищеварительный тракт, а затем удаляется из организма. Поскольку в первую очередь слабое пищеварение создаёт потенциальную возможность для возникновения заболеваний, исключительную важность представляет усиление пищеварения при завершении виречаны. Чтобы восстановить полную пищеварительную способность и предотвратить образование новой амы, рацион питания вслед за виречаной должен быть для начала очень лёгким и лишь очень постепенно увеличиваться по сытности в следующие несколько дней. Только если этой процедуре следовать должным образом, пищеварительная сила будет максимально увеличиваться, пища и лекарства будут как следует перевариваться, всасываться и усваиваться, а иммунитет к заболеваниям будет совершенным.

Поэтому диета вслед за виречаной начинается с одного или двух приёмов очень легко усвояемой пищи – рисового отвара (Пейя). За этим следует один или два приёма слегка более густой жидкой каши или водянистого рисового супа под названием Вилепи. И наконец принимается в пищу более густой суп  из риса, чечевицы, трав и специй. При первых нескольких приготовлениях добавляется немного масла гхи, чёрной соли и пальмового сахара-сырца. А при более поздних приготовлениях для воспламенения пищеварительного огня добавляется свежий имбирь, куркума, кумин, кориандр и фенхель.

Финальное приготовление из риса и чечевицы называется Кичари, и такого диетического рациона придерживаются на протяжении всего курса процедур Панчакармы. Кичари – очень сытное и лёгкое для переваривания блюдо. Оно обеспечивает полное и сбалансированное питание, и подходит для всех типов конституции, так как балансирует все три доши. Оно укрепляет все семь тканей (дхату) и содействует процессу детоксикации. Поэтому оно также рекомендуется во время любого периода болезни, процесса детоксикации или омоложения. Продолжительность времени, проведённого на такой диете, зависит от пищеварительной способности и обычно определяется врожденной Аюрведической конституцией.

Во время этого процесса ключевую важность представляет сила нашего аппетита. Только если он силён, мы действительно готовы есть, так как сильный аппетит является сигналом нашего организма о том, что пищеварение, всасывание и выделение функционирует хорошо. Обладатели Питта-конституции могут обнаружить, что их пищеварение вновь обретает полную силу всего лишь после трёх лёгких приёмов пищи. А обладатели Кафа-конституции могут обнаружить, что их пищеварение не обретает вновь полную силу до тех пор, пока не пройдут десять лёгких приёмов пищи. Питьё чая со свеженатёртым корнем имбиря и семенами кумина также поможет восстановлению аппетита.

Когда после виречаны таким образом соблюдается постепенно изменяющийся режим питания, пищеварительный огонь (агни) медленно наращивается, что делает его способным становиться сильным и мощным. Этот процесс подобен шагам, необходимым для сооружения костра. Оно начинается с использования бумаги, сухой травы и веточек, и только когда костёр ярко разгорится, добавляются более крупные куски дерева. Тогда он постепенно сооружается с использованием всё более крупных дров. Как только огонь будет гореть в полную силу, он будет сжигать, уничтожая дотла, почти всё, что в него добавляют.

Как только наш аппетит вернётся к нормальному, нам следует обеспечить,  чтобы нами соблюдались обычные Аюрведические рекомендации по поддержанию сильного и здорового пищеварения. В числе этих рекомендаций: есть только тогда, когда вы голодны; есть до насыщения, а не до тех пор, пока в желудке будет ощущение полноты и тяжести; устраивать самую сытную трапезу в полдень; устраивать лёгкую трапезу ранним вечером, избегать перекусов между приёмами пищи; не пить холодные напитки (особенно с едой); есть в спокойном окружении; избегать тяжёлой, жареной пищи и устраивать разгрузочные дни один или два раза в месяц.

 

Этап пятый – лечение клизмой (басти)

За виречаной следует басти, которая является главной процедурой для питания и балансирования Ваты, а также для вымывания шлаков из толстого кишечника. Это – очень действенное лечение, и в Аюрведических текстах утверждается, что свыше 50% заболеваний можно устранить при помощи одной этой процедуры. Во время басти травяные препараты вводятся в толстый кишечник через прямую кишку. Однако, в отличие от современных методов лечения клизмой, её эффект является, скорее, питательным и энергобалансирующим, чем просто очищающим. Благодаря проводимым заранее подготовительным процедурам, басти опосредованным путём воздействует на все другие телесные органы и ткани, поскольку толстый кишечник связан со всеми областями тела, питая, подкрепляя и поддерживая их.

Толстый кишечник – это не только главный орган, имеющий отношение к всасыванию питательных веществ и выделению отходов. Но он также является главным средоточием Ваты – первичной энергии, которая управляет всей физиологической жизнедеятельностью в организме. Когда Вата функционирует нормально, её движение облегчает удаление шлаков, токсинов и отходов из тканей, и способствует выведению их из организма. Балансируя энергию Ваты посредством басти, мы способны контролировать  начало болезни, так как мы не допускаем перенесения токсинов (амы) из желудочно-кишечного тракта в более глубокие ткани, где они могут вызывать заболевание.

Процедура басти применяется для лечения нарушений Ваты, таких как остеопороз, болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, рассеянный склероз, мышечная дистрофия, запор, боль в пояснице, ишиас, ревматизм, артрит, подагра, эпилепсия и умственное утомление.

Первая назначаемая для введения басти – это Анувасан, или маслорастворимая клизма. Она является питающей и балансирующей Вату, а также смазывает, питает и укрепляет ткани организма (дхату). Поскольку это – относительно небольшая клизма (матра басти), она часто задерживается в организме свыше трёх часов, и у людей с особенно сухим толстым кишечником часто будет наблюдаться всасывание большой части масла. Такие клизмы обычно назначаются до и после выделительных басти (нируха или шодхана), так как они нейтрализуют более «истощающую» природу этой действенной очистительной терапии. Маслорастворимые басти полезны при лечении проблем, связанных с мышцами, костями, костным мозгом и нервной тканью, и их часто назначают при хронических нервно-мышечных расстройствах.

Вторая басти, назначаемая в течение очистительной Панчакармы, – это   водорастворимая выделительная клизма под названием шодхана или нируха басти. Это – очищающая клизма, содержащая масло гхи, кунжутное масло, мёд, чёрную соль, солодку, фенхель и Дашамулу. Она удаляет токсины (аму), которые были втянуты в толстый кишечник из всех тканей и органов тела во время процедур пред-лечения. Эта клизма иногда задерживается в толстом кишечнике свыше тридцати минут. В течение этого времени некоторые из трав и масел всасываются толстым кишечником, и служат для очищения, питания, восстановления и укрепления всего организма, в то время как содержимое лечебного отвара удаляется наряду с отходами обмена веществ, каловыми массами и накопленными токсинами. Каждый день очистительный процесс достигает все более глубоких уровней физиологии, прочищая энергетические пути Ваты, Питты и Кафы, а также питая и очищая семь тканей (дхату).

1-я басти       Очищает толстый кишечник от метаболических токсинов, шлаков (амы) и продуктов жизнедеятельности  (мала).

2-я басти       Балансирует, очищает и питает области Ваты в теле, что имеет следствием умственную ясность и спокойствие.

3-я басти       Вытягивает аму из областей Питты в теле, особенно из тканей лимфы (раса) и крови (ракта). При очищении расы присутствует больше силы и жизнеспособности, а при очищении ракты – улучшение тонуса и цвета кожи.

4-я басти       Вытягивает токсины из областей Кафы в теле, особенно из мышечной ткани (мамса).

5-я басти       Вытягивает токсины из областей Кафы в теле, особенно из жировой ткани (меда).

6-я басти       Вытягивает токсины из костной ткани и балансирует Вату (астхи).

7-я басти       Вытягивает токсины из костного мозга и нервной ткани (маджа).

8-я басти      Вытягивает токсины из репродуктивной ткани (шукра).

 

Этап шестой – омолаживающая терапия (расаяна) 

После главных процедур Панчакармы прописываются омолаживающие травяные препараты для укрепления иммунной системы и увеличения жизнеспособности в уме и теле. Травырасаяны часто являются, скорее, питающими, а не очищающими травами, и могут быть трудны для переваривания, если организм страдает от перегрузки токсинами, или в случает слабого пищеварения. Соответственно, наилучшее время для принятия этих мощных травяных формул – после курса процедур Панчакармы, когда тело уже очищено, а пищеварение функционирует оптимальным образом. Тогда они могут полностью перевариваться, усваиваться и преобразовываться в ходе обмена веществ, а также способны проявлять свой полный потенциал. Формулы-расаяны можно принимать в течение нескольких месяцев, а конкретный подбор формул будет зависеть от вашей преобладающей Аюрведической конституции или же энергии, ткани, системы или органа тела, который нуждается в укреплении и балансировании.

Существует множество традиционных расаян; некоторые питают ткани, некоторые являются омолаживающими, некоторые укрепляют иммунную систему, некоторые увеличивают силу, жизнеспособность и выносливость, некоторые уравновешивают нервную систему, а некоторые укрепляют  репродуктивную систему. В числе наиболее общепринятых траврасаян:

—         Ашвагандха, которая умиротворяет и балансирует Вату

—         Амалаки, которая улучшает ясность ума, при этом также балансируя и Питту, и Вату

—         Брами и Манджишта, которые умиротворяют Питту

—         Куркума для очищения крови, удаления избыточной слизи и облегчения боли в горле (фарингита)

—         Имбирь, чёрный перец и Пиппали, которые улучшают пищеварение и умиротворяют Кафу

—         Алоэ, которое очищает печень и кровь, и является полезным для балансирования Питты

—         Солодка для балансирования Ваты

—         Мята перечная для балансирования Питты и Кафы

—         Корица, кайенский перец, имбирь и гвоздика для устранения амы 

Однако одной их самых поистине великолепных Расаян является Чаванпраш или Амрит Калаш, который тысячелетиями применялся в Индии в качестве эликсира жизни. В наше время научные исследования показали, что эта поразительная формула обладает очень мощными антиоксидантными свойствами, а также способностью задерживать и оздоровлять ход многих из  наших современных заболеваний, таких как рак и аутоиммунные расстройства. Чаванпраш тщательно составляется с применением до пятидесяти различных травяных соединений и обладает одной из самых высоких среди любых натуральных продуктов концентраций витамина С. Он балансирует все три доши и может приниматься на ежедневной основе для укрепления физиологии и защиты иммунной системы.            

 

Этап шестой – после-курсовое лечение

После прохождения процедур Панчакармы для нас является обязательным постепенно переходить обратно к ‘обычному’ образу жизни, надо надеяться, с некоторыми здоровыми добавлениями. Это обеспечивает то, что деликатное состояние нервной системы в это время не подвергается чрезмерной стимуляции, ткани способны восстанавливаться должным образом, а энергетические уровни растут достаточно, чтобы справляться с увеличением метаболизма, необходимого для повседневной деятельности. Невыполнение всего этого может привести к утечке в энергетических уровнях и возросшей напряжённости в иммунной системе – и мы заканчиваем тем, что чувствуем себя хуже, чем было до этого.

Также для нас важно соблюдать ‘Идеальный режим дня’ – пробуждение, сон, еда в надлежащее время, потребление правильной пищи для нашей конституции и введение физических упражнений, йоги, массажа, травяных чаёв и медитации в нашу ежедневную программу. Если мы заканчиваем десяти- или четырнадцатидневный курс очищения, а затем вскакиваем прямо в самолёт либо в полный стресса офис или домашнюю ситуацию, мы  останавливаем деликатный процесс обновления и восстановления до того, как он имел возможность полностью довести до конца свою фазу реинтеграции. А потом мы удивляемся, почему мы чувствуем себя такими усталыми, и становимся так легко предрасположенными к простудам и гриппу, а не чувствуем себя заряженными энергией и здоровыми. Как только мы в полной мере понимаем глубокую силу Аюрведы, и особенно Панчакармы, мы выделяем время, чтобы завершить процесс полностью и таким образом превратить наши физиологические и психологические ресурсы в кладезь огромной силы и устойчивости.

В идеале, после Панчакармы нам следует посвятить как минимум одну неделю для медленного возвращения обратно к своему обычному распорядку дня, прежде чем мы снова столкнёмся с миром лицом к лицу. Точно так же, как мы выделили бы немного времени, чтобы настроиться на предстоящий день после пробуждения от глубокого сна, или же при выходе из чрезвычайно умиротворённой медитации. Чтобы Панчакарма была успешной, нам необходимо время для усвоения благотворных эффектов и обретения заново наших энергетических уровней. Нам следует избегать непомерного умственного и физического стресса, бодрствования допоздна, неумеренных путешествий, интенсивной физической нагрузки, продолжительного загорания на солнце, холодной воды, холодной или дождливой погоды и половой активности как минимум в течение одной недели вслед за последней процедурой. Если эти рекомендации прилежно выполняются, мы поддерживаем и усиливаем эффекты от процедур Панчакармы, и оказываем помощь организму в концентрации его энергии на полном омоложении и восстановлении.

Также нам следует соблюдать лёгкую, питательную, вегетарианскую диету с рационом из бобовых, круп, фруктов и овощей, для обеспечения того, чтобы пищеварительная система восстановилась до максимальной эффективности и была способна выводить токсины из организма. Как только пищеварение заработает в полную силу, съедаемая нами пища будет должным образом перевариваться, усваиваться и преобразовываться в ходе обмена веществ. Это будет обеспечивать то, что метаболические токсины, ама и жир не будут откладываться внутри организма. Тогда мы можем быть уверены, что делаем всё от нас зависящее, чтобы оставаться относительно свободными от будущего заболевания или расстройства, и будем лучше «оснащены» оптимальным здоровьем, радостью и жизнеспособностью для наслаждения жизнью в полной мере.

В заключение следует отметить: наряду с тем, что Панчакарма может быть очень успешной в облегчении симптомов заболевания, её настоящей целью является устранение их причины. Отсутствие симптомов не обязательно свидетельствует о выздоровлении – симптомы заболевания часто могут быть устранены или смягчены, но полное выздоровление часто занимает гораздо больше времени. Существует общепринятое мнение: если заболевание у человека проявлялось медленно на протяжении ряда лет, потребуется, по крайней мере, такое же количество времени для полной ликвидации причинённого вреда и получения полного облегчения. Для осуществления долговременной перемены человек должен также пересмотреть и изменить свой режим питания, образ жизни, уровни стресса и негативные психологические установки, поведение и эмоции, если он намерен искоренить глубинную и истинную причину своей болезни.

 

CategoryСтатьи
Оставьте отзыв:

*

Ваш емейл адрес не будет опубликован.

© 2016 Сеть Центров Здоровья «Аюрведа 192». Разработка: веб-студия АТАНОР

 +38 (044) 36-30-192,  +38 (067) 50-27-637

 +38(044)33-88-192,  +38(067)192-0022